Причины ухудшения деятельности форменных элементов крови

назовите причины ухудшения деятельности форменных элементов крови

Причины ухудшения деятельности форменных элементов крови

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 3

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 4

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 5

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 6

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 7

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 8

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 9

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 10

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 11

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 12

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 13

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 14

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 15

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 16

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 17

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 18

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 19

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

0

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

1

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

2

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

3

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

4

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

5

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

6

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Источник: https://znanija.site/okruzhayushtii-mir/15309401.html

Форменные элементы крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты

Причины ухудшения деятельности форменных элементов крови

Форменные элементы крови обеспечивают ее многофункциональность

Форменные элементы обеспечивают многоплановость функций крови. Они создают защиту организма от болезнетворных микробов, транспортируют кислород и полезные вещества, очищают кровеносную систему и забирают продукты распада, восстанавливают повреждённые ткани и препятствуют потере крови, останавливая кровотечения.

Все элементы зарождаются в костном мозге из единой стволовой клетки. По мере развития клетки дифференцируются и трансформируются в один из видов форменных элементов: эритроциты, тромбоциты и лейкоциты.

В совокупности составляют 40 — 48% от объёма крови, остальные 52 — 60% приходятся на плазму. Соотношение общего числа форменных элементов именуют гематокритом.

Иногда гематокрит высчитывают по количеству только эритроцитов, так как они являются основными клеточными элементами крови.

Эритроциты: строение и функции

Красные кровяные тельца — эритроциты

Эритроциты (RBC) представляют собой безъядерные клетки двояковогнутой округлой формы. Диаметр развитой клетки составляет около 7 — 8 мкм, толщина — 2,2 мкм по краям и 1 мкм в центральной части. Форма и строение клетки обуславливают оптимальное выполнение эритроцитами своих функций.

Вогнутая форма увеличивает поверхность эритроцита в 1,7 раз по сравнению с шаровидной клеткой, а также позволяет перемещаться по тончайшим капиллярам — проникая в узкие сосуды, эритроциты способны вытягиваться и скручиваться.

Ядро утрачивается по мере взросления клетки, освобождая место для молекул гемоглобина.

Эритроциты слаженно передвигаются по кровеносному руслу, выстраиваясь в виде столбиков, концы которых соединены друг с другом, образуя кольца, что облегчает движение крови.

Каждая клетка содержит около 300 миллионов молекул гемоглобина, которые обратимо связываются с кислородом, чтобы затем отдать его тканям различных органов. Гемоглобин является сложным белком, содержащим 574 аминокислоты и состоящим из 4 субъединиц.

Каждая из них включает гем — комплекс железа, который обеспечивает красный цвет клетки, а совокупность эритроцитов придаёт красный цвет крови.

функция эритроцитов заключается в транспортировке кислорода и выведению из тканей углекислого газа. Снижение числа кровяных телец, изменение их формы и гибкости вследствие различных заболеваний приводят к нехватке гемоглобина и кислородному голоданию всех органов.

Эритроциты принимают участие в иммунных реакциях и поддержании кислотно-щелочного равновесия, транспортируют питательные вещества.

Также эти клетки несут на своей поверхности около 400 антигенов, первостепенное значение имеют антигены систем групп крови, то есть антигены II, III, IX групп крови и резус-фактор.

Лейкоциты: строение и функции

Белые кровяные тельца — лейкоциты

Лейкоциты (WBC) — это группа клеток, каждая из которых выполняет специализированную защитную функцию. Лейкоциты содержат ядра, в состав клеток входят гидролитические ферменты, система синтеза белка, биологически активные соединения и другие органоиды.

Лейкоциты обладают способностью мигрировать сквозь сосудистую стенку, устремляясь к чужеродным частицам, чтобы захватить их и уничтожить. Разрушение вредоносных клеток осуществляется лейкоцитами при помощи процесса фагоцитоза — поглощения и переваривания.

Лейкоциты включают в себя 5 групп защитных клеток.

1. Базофилы (BAS). Составляют всего 1% от числа всех лейкоцитов. Это клетки округлой формы, их диаметр составляет примерно 12 — 15 мкм.

Базофилы содержат гранулы неправильной формы, в состав которых входят гистамин, гепарин, серотонин, простагландин и другие вещества.

При необходимости базофильные лейкоциты высвобождают содержимое своих гранул, участвуя в аллергических реакциях, блокировании ядов, защите сосудов от образования тромбов, привлечении других клеток-помощников в очаг воспаления.

2. Эозинофилы (EOS). Их число в составе лейкоцитов также невелико — от 1 до 4%. Клетки обладают округлой формой, ядро образует 2 сегмента, соединённые перемычкой. Диаметр составляет около 12 — 17 мкм.

Гранулы эозинофилов содержат коллагеназу, эластазу, пероксидазу, кислую фосфатазу, простагландины, щелочной протеин и т.д.

Эозинофилы способны прикрепляться к паразитам и вводить ферменты из своих гранул в цитоплазму вредоносных организмов, растворяя их оболочку.

Агранулоцитарные лейкоциты — лимфоциты

3. Лимфоциты (LYM). Составляют около 30% от лейкоцитов, являются главными иммунными клетками. Лимфоциты — это форменные элементы сферической формы, большинство из них представляют собой малые клетки с тёмным ядром, диаметром 5 — 7 мкм. Крупные лимфоциты обладают бобовидным ядром, их диаметр превышает 10 мкм. Эти клетки функционально подразделяются на виды:

  • В-лимфоциты. Формируют антитела против вредоносных агентов.
  • Т-киллеры уничтожают болезнетворные клетки (паразитарные, вирусные, опухолевые).
  • Т-хелперы помогают в процессах пролиферации и дифференцировки лимфоцитов, способствуют выработке антител.
  • Т-супрессоры приостанавливают работу Т-хелперов, когда это необходимо.
  • Т-памяти «записывают» информацию о проникших в организм микробах, чтобы при новой атаке вредных микроорганизмов направить против них соответствующие антитела.
  • NK-лимфоциты разрушают аномальные клетки.

Палочкоядерный нейтрофил

4. Нейтрофилы (NEU). Самая многочисленная группа лейкоцитов, составляет до 75% от числа защитных клеток. Диаметр равен примерно 12 — 15 мкм, циркулируют в крови в виде двух подвидов:

  • Палочкоядерные. Являются незрелыми элементами, их ядра схожи на палочки, которые затем разделятся на сегменты, образуя следующий подвид.
  • Сегментоядерные. Их ядра сегментированы, содержат обычно 3 доли, связанные хроматиновыми нитями.

Нейтрофилы активно поглощают бактерии, грибы и некоторые вирусы. Они первыми устремляются к источнику инфекции, захватывают своими ложноножками патогенные частицы и помещают внутрь цитоплазмы, выделяя содержимое своих гранул. Их гранулы содержат коллагеназу, аминопептидазу, катионные белки, кислые гидролазы, лактоферрин.

Переварив вредоносные микроорганизмы, нейтрофилы обычно погибают, высвобождая в этот момент ряд веществ, которые способствуют угнетению оставшихся бактерий и грибов, а также усиливают процесс воспаления, что становится сигналом для других клеток иммунитета.

Масса погибших нейтрофилов, перемешавшись с клеточным детритом, представляет собой гной.

5. Моноциты (MON). Гранулы у данных лейкоцитов отсутствуют, их ядра могут быть представлены в виде овала, подковы, боба, а диаметр равен 12 — 20 мкм. Составляют около 4 — 10% от числа иммунных клеток.

Являются активными фагоцитами, способными поглощать крупные микроорганизмы, при этом после процесса переваривания обычно не погибают. Они остаются в месте воспаления и подчищают его, отделяя здоровые ткани от повреждённых.

Моноциты уничтожают как болезнетворные микробы, так и погибшие лейкоциты, способствуя последующей регенерации пострадавших тканей.

Тромбоциты: строение и функции

Красные кровяные пластинки — эритроциты

Тромбоциты (PLT) представляют собой пластинки диаметром 2 — 11 мкм. Эти клетки не содержат ядер, обладают округлой либо овальной формой. Но их форма меняется при возникновении кровотечения. Как только повреждается сосуд, тромбоцит обретает сферическую форму и выпускает ложноножки, при помощи которых он соединяется с иными тромбоцитами и агрегирует к месту повреждения.

Гранулы содержат необходимые для коагуляции элементы: факторы свёртывания, фибриноген, ионы кальция, а также фактор роста. Часть антикоагулянтов и факторов свёртывания могут находиться на поверхности пластинок.

Основная функция состоит в обеспечении целостности кровеносной системы за счёт процесса свёртывания. При повреждении стенки сосуда выделяется коллаген, к волокнам которого прилипают находящиеся рядом тромбоциты. Высвобождая содержимое гранул, тромбоциты запускают цепь реакций, благодаря которым образуется тромб, препятствующий кровопотере.

Помимо участия в системе гемостаза, тромбоциты способствуют регенерации тканей, выделяя из своих гранул факторы роста, при помощи которых происходит стимуляция пролиферации клеток. Ещё одна функция заключается в питании эндотелия сосудов кровеносной системы.

Нормы форменных элементов крови

Нормативные показатели, выраженные в абсолютных значениях.

Форменные элементыНорма
эритроциты4,0 – 5,5*1012/л
лейкоциты4,0 – 9,0*109/л
нейтрофилы палочкоядерные0,04 – 0,3*109/л
нейтрофилы сегментоядерные2,0 – 5,5*109/л
эозинофилы0,02 – 0,3*109/л
базофилы0,02 – 0,06*109/л
лимфоциты1,2 – 3,0*109/л
моноциты0,09 – 0,6*109/л
тромбоциты180 – 320*109/л

Подгруппы лейкоцитов в результатах анализа могут быть представлены в виде соотношения к общему числу лейкоцитов.

ЛейкоцитыСоотношение (%)
нейтрофилы палочкоядерные1 – 6
нейтрофилы сегментоядерные40 – 70
эозинофилы1 – 4
базофилы0,2 – 1
лимфоциты20 – 37
моноциты4 – 10

Источник: https://gidanaliz.ru/fiziologiya/formennye-elementy-krovii.html

Конспект урока биологии на тему

Причины ухудшения деятельности форменных элементов крови

Урок биологии в 9 классе № 19.10.2015

Тема: Форменные элементы крови. Кроветворение

Цель: Обобщить и систематизировать знания о составе и функциях основных элементов крови; проверить усвоение понятий и терминов по теме.

Задачи урока

Образовательные: Сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемой функцией, о совершенствовании строения эритроцитов в процессе эволюции.

Развивающие: развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательные: формирование правил личной и общественной гигиены.

Оборудование:  Проектор, компьютер, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику Биология живой организм Сухорукова 8 класс.

Ход урока

  1. Организационный момент. (2 минуты)

  2. Проверка домашнего задания. (5 минут)

  3. Изучение нового материала. Лабораторная практика. (30 минут)

  4. Закрепление изученного материала. (5 минут)

  5. Подведение итогов урока. (2 минуты)

  6. Домашнее задание. (1 минута)

Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.

  • Подготовка класса к работе.

  • Наличие учащихся.

Проверка знаний учащихся (5 минут).

У доски:

  1. Запишите компоненты внутренней среды организма и их объем.

  2. Запишите все функции крови, объясните каждую.

  3. Установите местонахождение компонентов внутренней среды в организме

Вопросы для проверки знаний учащихся класса

1 вариант

  1. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?

  2. Что означает гуморальная функция крови ?

2 вариант

  1. Каковы функции крови.?

  2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?

Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели, задач урока.

Изучение нового материала (30 минут)

Гиппократ считал, что кровь – один из соков человеческого тела. Ничего более существенного о “реке жизни” медики не могли сообщить жаждущему знаний человечеству еще в течение долгих веков.

Впрочем, это и понятно: как без микроскопа рассмотреть клетки крови и без познаний в химии определить ее состав? Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма.

Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма.

Кровь – жидкость красного цвета – представляет собой особый вид соединительной ткани. У взрослого человека количество крови составляет 5-6 л, это около 7% массы тела.

Сегодня мы продолжаем изучать внутреннюю среду организма человека и более подробно приступим к изучению форменных элементов крови.

Характеристика форменных элементов крови

.1. Эритроциты, их форма, количество, особенности строения и функции (стр. 130-131 учебник Сонин Н.И.). В 1 мм3 – 4, 5 млн. эритроцитов. Форма в виде двояковогнутой линзы, снаружи покрыты мембраной.

Живут приблизительно 120 дней. Разрушаются в селезёнке и печени. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма. Основная функция – транспортная, которая осуществляется белком гемоглобином.

Гемоглобин –особый белок, который содержит железо, благодаря нему осуществляется перенос кислорода эритроцитамии удаление углекислого газа из организма. Суммарная площадь поверхности всех эритроцитов человека составляет 3400 кв.м.

Ско́рость оседа́ния эритроци́тов (СОЭ) — неспецифический лабораторный показатель крови, отражающий соотношение фракций белков плазмы; изменение СОЭ может служить косвенным признаком текущего воспалительного или иного патологического процесса.

(Электронное приложение к учебнику Сухорукова стр 37 – анимация «Гемоглобин»

Лабораторная работа № 2 «Строение крови лягушки и человека». Выполнение работы на лабораторных листках.

(Презентация лабораторная работа № 2)

2.Строение и функции лейкоцитов, фагоцитов. (стр 37 учебника Сухорукова. Найти определение фагоцитоза.)

Фагоцитоз-процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и других чужеродных бактерий

Количество лейкоцитов в 1 мм 3 крови может сильно варьировать в зависимости от состояния организма. При попадании в организм инфекции их число резко возрастает, что внешне выражаетсяповышением температуры тела больного.

Одним из видов лейкоцитов являются фагоциты, способные к амёбоидному движению. Обнаружив «врага», они захватывают его ложноножками, поглощают и переваривают. Это явление, получившее название фагоцитоза, было открыто и подробно изучено русским учёным И.И. Мечниковым.

(фрагмент – «Лейкоцит охотится за бактерией»)

3.Тромбоциты или кровяные пластинки, их значение

Мельчайшие плазматические комочки продолжительностью существования 8-11 дней. Основная функция – участие в свёртывании крови, препятствующее кровопотерям организма.

Механизм образования тромба показан на рисунке учебника и на слайде. Если происходит травма и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются.

При этом выделяют ферменты, которые вызывают цепочку химических реакций, ведущих к свёртыванию крови.

Свертывание крови – это защитная реакция крови, в ходе которой образуется кровяной сгусток, закрывающий поврежденной место сосуда и прекращающий кровотечение.

Схема образования тромба

Повреждение кровеносного сосуда

Разрушение тромбоцитов

Выделение в плазму особого фермента

под его влиянием

Фибриноген (растворимый белок плазмы) превращается

Фибрин (нерастворимый белок)

Тромб (образован из нитей фибрина)

(Анимация «Образование тромба», учебник Сухорукова стр38 )

Гемофилия – заболевание, наследственное, при котором кровь не сворачивается.

4.Кроветворение

Кроветворение – процесс образования и развития форменных элементов крови. Различают эритропоэз – образование эритроцитов, лейкопоэз – образование лейкоцитов и тромбоцитопоэз – образование кровяных пластинок.

Так как продолжительность существования форменных элементов крови невелика, в организме человека происходит постоянно процесс формирования новых клеток крови, в образовании которых участвуют органы кроветворения: красный костный мозг, селезёнка, печень, вилочковая железа, лимфатические узлы. Для подержания процессов кроветворения необходим витамин В12 (содержится в говяжьей печени, дрожжи, морская капуста, птица, рыба, яйца)

Практическая работа № 2 «Изучение результатов анализа крови». Выполнение работы на лабораторных листках.

Закрепление изученного материала. (5 минут)

Биологические задачи

Задача 1. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Это – «одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему их так называют? (Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки).

Задача 2. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любыми подручными средствами. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их (Тромбоциты).

Задача 3. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм 3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт? ( У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода).

Задача 4. Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови. (Да, можно. Эритроциты – при малокровии. Лейкоциты для лечения лучевой болезни. Тромбоциты для повышения свёртываемости крови )

Задача 5. При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение количества лейкоцитов (в 1мм 3 – 12 тыс.). Показателем чего это может быть? (Воспалительный процесс)

Задача 6. Чем строение лейкоцитов отличается от строения эритроцитов? (формой, цветом, наличием ядра)

Подведение итогов урока. (2 минуты)

Домашнее задание. (1 минута) Параграф №13. Сообщение на тему «Кровь»

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-biologii-na-temu-formennie-elementi-krovi-krovetvorenie-klass-540365.html

МедДемопат
Добавить комментарий