Как послушать ребенка стетоскопом

Как послушать сердцебиение плода в домашних условиях

Как послушать ребенка стетоскопом

Многие женщины интересуются, можно ли услышать сердцебиение плода в домашних условиях и с какого срока. Если мамочка приложит к животу руку, то она не почувствует удары сердца ребенка ни на каком сроке беременности.

Даже если ощущается пульсация в области живота, не стоит принимать это за сердечные сокращения плода.

Скорее всего, это говорит о том, что в аорте повышено давление из-за гормональной перестройки в организме женщины в связи с беременностью.

Прослушать сердцебиение будущего ребенка можно несколькими способами, но в домашних условиях это затруднительно.

Как известно, сердечные сокращения появляются на пятой неделе, но на таком сроке потребуется УЗИ.

Услышать стук сердца малыша дома можно на более поздних сроках, но без специальной аппаратуры сделать это нелегко. К счастью, сегодня не проблема приобрести такие приборы для домашнего использования.

Узнать подробно о сердцебиении у плода можно из этой статьи.

Фетальный доплер

Этим аппаратом можно пользоваться начиная с 12 недели. Продается он в аптеке или специализированном магазине. Выпускают разные модели доплеров: более простые для прослушивания сердцебиения в наушниках и такие, которые подсчитывают количество сердечных сокращений. Они могут отличаться внешним видом, качеством дисплея, набором функций. Основные компоненты большинства приборов:

  • Дисплей. Он бывает разных размеров и чаще всего цветной. В самых простых моделях его нет, там предусмотрен только звуковой динамик.
  • Динамик. Качество звука отличается в зависимости от датчика и обработки сигнала.
  • Аккумулятор. Дает возможность прибору работать непрерывно от 3 до 15 часов в зависимости от модели.

Перед приобретением такого аппарата у многих родителей возникает вопрос о том, не навредят ли они будущему ребенку, если будут периодически слушать стук его сердечка.

Ультразвуковой прибор считается безвредным, но не исключено, что плод его чувствует и может передвигаться в другую сторону при попытке прослушивания. В этом случае лучше не мучить малыша и дождаться того времени, когда он будет спокоен.

Чтобы у плода не было стресса, не нужно прослушивать его сердцебиение подолгу. Врачи рекомендуют не затягивать процедуру дольше, чем на десять минут.

Если дома есть такой прибор, мамы чувствуют себя спокойно, имея возможность в любой момент убедиться, что с ребенком все в порядке

Эти портативные ультразвуковые детекторы пользуются сегодня большим спросом по причине своего удобства. Из явных достоинств прибора следует выделить:

  • простоту в использовании;
  • возможность услышать стук сердца плода в 12 недель;
  • возможность для будущей матери самой услышать, как работает сердце ребенка, без помощников.

Есть у него и недостатки:

  • достаточно высокая цена;
  • ограничения при использовании (врачи советуют не пользоваться им подолгу и часто).

Как работать с аппаратом

На ранних сроках очень тяжело в домашних условиях проверить сердцебиение плода. Начинать слушать его нужно с 12-й недели. В этот период датчик размещают в нижней части живота, прямо у лобковой кости. С ростом плода место прослушивания будет смещаться в сторону пупка.

Перед тем как начать процедуру, нужно нанести на область размещения датчика специальный гель. Желательно, чтобы мочевой пузырь был наполнен. Передвигать датчик надо медленно. Чтобы лучше уловить сигнал, нужно как следует зафиксировать ручку прибора.

Сердцебиение должно быть звонким, частота сокращений сердца в два раза чаще, чем у мамы, – до 160 ударов в минуту. ЧСС может меняться в течение суток и в зависимости от активности плода.

Советуем почитать:Учащенное сердцебиение при беременности на ранних сроках

Если сердцебиения не слышно

Бывают случаи, что мама не слышит биения сердца плода. Раньше времени паниковать не нужно. Причин может быть несколько:

  • полнота – при наличии жировой прослойки прослушивание бывает затруднено;
  • хорион прикреплен по задней стенке (если он расположен по передней, прослушать сердцебиение намного легче);
  • плод меняет свое расположение, поэтому найти сердцебиение трудно даже при отсутствии лишнего веса.

Акушерским стетоскопом или фонендоскопом

С одной стороны, этот способ доступен всем: приобрести эту трубочку можно в любой аптеке за небольшие деньги. С другой стороны, считать сердечные сокращения с помощью этого инструмента в домашних условиях нелегко. Для этого нужен помощник, поскольку одной не справиться.

При этом он должен обладать навыками, которых у него чаще всего нет. Более того, выслушивать тоны нужно в определенных точках.

Правильно подсчитать число ударов будут мешать посторонние шумы (сердцебиение матери, сокращение мышц стенок кишечника и другие звуки), которые нужно научиться отличать от сердцебиения плода.

Раньше 25 недель услышать сердце будущего ребенка в домашних условиях вряд ли удастся

Прикладывание уха к животу

Это самый простой и доступный, но и самый неэффективный способ. Затруднения возможны, если женщина имеет лишний вес. Слушать нужно в определенной точке, которая зависит от того, как плод расположен в матке:

  • биение ниже пупка, если плод лежит головой вниз;
  • сердце прослушивается выше пупка, если предлежание тазовое;
  • если беременность многоплодная, стук сердца каждого плода слышен в разных местах.

Послушать биение сердца будущего малыша, приложив к животу ухо, можно только на поздних сроках (более 30 недель)

Когда необходимо подсчитывать ЧСС плода дома

Бывают ситуации, когда требуется ежедневно следить за сокращениями сердца будущего ребенка.

  1. При кровянистых выделениях на любом сроке вынашивания. Самая частая причина такого явления – отслойка плаценты. Обычно необходим строгий контроль состояния плода в течение всей беременности.
  2. У матки повышенный тонус. В такой ситуации сосуды плаценты сдавлены, а это может привести к нарушению кровообращения в ней, при этом плод не получает в достаточном количестве кислорода и питания.
  3. При угрозе прерывания беременности нужно постоянно следить за сердцебиением плода дома, чтобы вовремя обратиться за медицинской помощью.
  4. При анемии у беременной. В этом случае у матери обычно понижен гемоглобин, а значит, плод не получает в нужном количестве питательных веществ, которые разносятся кровью.
  5. При болезни будущей матери, которая может стать причиной дефицита кислорода и питательных веществ.

Заключение

Если беременная женщина хочет слушать биение сердца еще не родившегося малыша, она может делать это дома с помощью современного портативного прибора – фетального доплера. Но стоит ли зацикливаться на этом, если нет особых показаний. Не доверить ли контроль ЧСС плода медикам, которые сделают это намного лучше.

Источник: https://icvtormet.ru/prochee/kak-poslushat-serdcebienie-ploda-domashnih-usloviyah

Правила выслушивания лёгких

Как послушать ребенка стетоскопом

Имеются два основных метода аускультации: посредственный и непосредственный. Аускультация, при которой выслушивание производится при помощи стетоскопа, носит название ПОСРЕДСТВЕННОЙ АУСКУЛЬТАЦИИ.

МЕТОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ (или прямой) АУСКУЛЬТАЦИИ – когда выслушивание производится непосредственно ухом, приложенным к телу больного. Каждый из указанных методов имеет свои достоинства и недостатки.

Преимущества непосредственной аускультации является: большая поверхность восприятия, естественный характер выслушиваемых звуков, большая быстрота исследования и более ясное представление об общей картине исследуемых органов. Кебет сравнивает непосредственную аускультацию с микроскопированием под малым увеличением и, следовательно, при большом поле зрения.

Недостатки ее: трудность локализации звуков, особенно при выслушивании сердца, невозможность применения ее в таких участках тела, как в подключичных и подмышечных областях, негигиеничность метода при применении его у инфекционных и нечистоплотных больных.

К преимуществам посредственной аускультации относятся: возможность локализации звуков, возможность выслушивания в любом месте тела и при любом его положении (особенно гибким стетоскопом), что безусловно удобно при выслушивании тяжелого больного, гигиеничность метода. Сопоставляя выслушивание с микроскопированием, Кебет сравнивает посредственную аускультацию с большим увеличением при иммерсионной системе микроскопа, т. е. выгодным для изучения деталей на определенном ограниченном пункте.

ВЫБОР СТЕТОСКОПА. Достоинство твердых стетоскопов: они мало изменяют характер естественных звуков, дают мало побочных шумов и одновременно со звуками передают осязательные ощущения.

НЕДОСТАТКИ ТВЕРДЫХ СТЕТОСКОПОВ. Неудобство и утомительность исследования для врача и для больного, болезненность при надавливании.

ДОСТОИНСТВО ГИБКИХ СТЕТОСКОПОВ. Удобство исследования для врача и для больного, возможность видеть выражение его лица и значительное усиление звука.

НЕДОСТАТКИ. Значительное изменение естественного характера звуков. Начинающим аускультацию лучше пользоваться стетоскопом, а каким лучше – твердым или мягким – безразлично. Дело решает не метод и не способ аускультации, а умение аускультировать.

Общие правила выслушивания

1. Соблюдение покоя и тишины в помещении, в котором производится аускультация.

2. Обнажение тела больного, так как трение одежды может вызвать побочные шумы.

3. Необходимо обращать внимание на волосяной покров тела; волосы на месте выслушивания или смочить или намылить чтобы избежать побочных шумов.

4. В помещении должно быть тепло, так как появление мышечной дрожи будет мешать выслушиванию.

5. Положение больного и врача при выслушивании должно быть удобным.

6. Стетоскоп следует прикладывать к выслушиваемой поверхности равномерно, плотно, но легко.

7. К твердому стетоскопу в момент выслушивания рукой лучше не прикасаться во избежании побочных звуков и уменьшения звукопроводимости.

8. Врач при выслушивании в стоячем или сидячем положении больного свободной рукой должен обхватить (обнять)так, чтобы они составили единое целое.

9. Не давить стетоскоп, дабы не причинить больному боли.

10. По возможности пользоваться одним и тем же стетоскопом.

11. При выслушивании системы дыхания управлять дыханием обследуемого.

12. Выслушивать систематически, настойчиво.

Необходимо привыкнуть отвлекаться от всего окружающего. С этой целью полезно при выслушивании закрыть глаза и затыкать свободное ухо (для устранения лишних звуковых и зрительных раздражений).

Аускультация легких по простой технике

В то же время это весьма сложный для интерпретации метод исследования, который по своему значению, по своей ценности в некоторых случаях не уступает рентгенологическому исследованию.

Для выслушивания необходим опыт, надо иметь правильно разбираться в воспринимаемых ухом звуковых впечатлениях, и что наиболее важно, уметь находить в этих чрезвычайно разнообразных акустических феноменах отображение паталогоанатомических процессов, разыгрывающихся в легких соответственно месту выслушивания.

Для правильного понимания выслушиваемых легочных шумов необходимо обращать внимание на их характер, силу, отношение к фазам дыхания (т. е. к вдоху и выдоху), локализацию и распространение.

Так же и при перкуссии, в начале проводим сравнительную аускультацию. Выслушивая на строго симметричных местах грудной клетки, сравниваем между собой полученные данные.

Необходимо мысленно сравнить вдох с выдохом на одноименной стороне, вдох с выдохом и выдох с выдохом на сторонах противоположных.

Положение больного при аускультации в зависимости от состояния может быть любым. Однако наиболее удобным будет стоячее или сидячее положение со свободно опущенными или положенными на колени руками.

Не следует в положении стоя выслушивать тяжелых, слабых больных; – при глубоком дыхании у них нередко возникает головокружение и обмороки. Самое неправильное положение – это когда больной сидит на кровати с вытянутыми ногами.

Больной должен обнажен по пояс, так как одежда часто вносит посторонние звуки. Необходимо научить больного правильно дышать: глубоко, спокойно, ровно, через нос и только по особому требованию врача – через рот в среднем темпе, т. е. делать около 25 дыханий в минуту.

1По знаку врача больной к концу выдоха должен, не вдыхая коротко кашлянуть энергично, но беззвучно, только остаточным воздухом; опять немедленно после кашля глубоко вдохнуть.

Невыполнение этого правила представляет собой большое упущение: почти у половины больных туберкулезом легкие хрипы выслушиваются лишь после покашливания.

И врач, который не инструктирует больного, как нужно дышать, не получает того, что может дать аускультация. Большое значение имеет также правильная установка стетоскопа.

Если стетоскоп плотно не прилегает к коже, то легко можно услышать такие шумы и хрипы, которых в действительности нет.

При выслушивании легких, прежде всего, нужно выслушивать дыхательные шумы, определить характер дыхания, его интенсивность, установить соотношение вдоха и выдоха.

После этого обращают внимание на возможные побочные шумы или хрипы. При выслушивании дыхательных шумов дыхание через рот нежелательно (больной дышит через нос), в то время как при хрипов дыхание через рот будет способствовать более сильному движению воздуха в бронхах и тем самым более легкому образованию, а следовательно восприятию хрипов.

Затем выслушивают шум трения плевры, которых чаще всего можно слышать в нижнебоковых частях грудной клетки, где экскурсия легких небольшая, а, следовательно, условия для выслушивания шума трения наилучшие.

Наконец, производится выслушивание голоса. Выслушивается как громкая речь, так и шепот. Как через стетоскоп, так и непосредственно ухом.

Порядок мест выслушивания тот же самый, что и при перкуссии, т. е.

верхушки, передняя поверхность (сверху вниз), боковые поверхности (от подмышечных ямок книзу), задняя поверхность (над лопатками, между ними и под лопатками)на симметричных местах поочередно.

Возникающие при выслушивании дыхательных органов звуки или шумы делятся на три основных группы:

1. Дыхательные шумы.

2. Побочные шумы или хрипы и крепитация.

3. Шум трения плевры.

Дыхательные шумы

Основные дыхательные шумы по своему характеру разделены на два вида: везикулярное и бронхиальное дыхание. При выслушивании над гортанью, трахеей и крупными бронхами слышится дыхательный шум, напоминающий звук “Х”, причем выдох громче, грубее и длиннее, чем вдох.

Соотношение 4: 5. Образуется этот шум в гортани при прохождении воздуха через ую щель вследствие круговорота воздуха при вдохе над ыми связками, а при выдохе – под ними.

так как при выдохе ая щель сужена больше, чем при вдохе, то и звук при выдохе сильнее, грубее и длиннее.

Это так называемое ларингеальное, трахеальное или бронхиальное дыхание. Физиологически оно выслушивается над гортанью и трахеей и в межлопаточном пространстве у остистого отростка 4-го шейного позвонка, причем бронхиальный оттенок дыхательного шума сказывается, главным образом, в выдохе.

На остальной поверхности грудной клетки слышен мягкий, дующий, как бы присасывающий звук, напоминающий звук “Ф”, когда мы произносим его, втягивая в себя воздух. Звук этот сильнее и длиннее при вдохе, слабее и короче при выдохе и слышен только при в его первой трети.

Этот дыхательный шум называется везикулярным или альвеолярным дыханием.

Везикулярное дыхание возникает при расправлении легких во время вдоха. При этом стенки альвеол вследствие быстрого растяжения внезапно из расслабленного состояния, в котором они находились в конце выдоха, переходят в напряжение. Благодаря этому в них возникают колебания, дающие звук.

Одновременно колеблются огромные количества альвеол, причем расправление всех альвеол происходит последовательно. В результате сложения возникающих звуков происходит протяжный шум.

Во время выдоха вследствие спадения альвеол напряжение их стенок быстро уменьшается и, следовательно, одновременно уменьшается их способность к колебанию. Поэтому дыхательный шум слышится только в начальной части выдоха.

Этот мягкий дыхательный шум напоминает звук “Ф”, получаемый при питье жидкости из блюдечка. Таким образом, везикулярное дыхание представляет собой звук расправляющегося легкого; выслушивая его мы можем сказать, что легкое в этом месте дышит.



Источник: http://biofile.ru/bio/10819.html

Аускультация легких у детей: точки выслушивания, алгоритм действия и нормы

Как послушать ребенка стетоскопом

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.

Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Для чего используется?

Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

  • пневмония;
  • легочный инфаркт;
  • наличие опухоли в легком;
  • отек легких;
  • туберкулез;
  • пневмоторакс;
  • скопление жидкости в плевральной полости;
  • сердечная недостаточность.

Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

  1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
  2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
  3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

  1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
  3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

к оглавлению ↑

Особенности выполнения

Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов.

Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп).

Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

  1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
  2. Помещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
  3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
  4. В помещении не должно быть холодно.
  5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
  6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
  7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
  8. Не надавливать на инструмент.
  9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
  10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
  11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

Места аускультации лёгких

Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов.

Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком.

Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

Основные точки для выслушивания – это:

  • ямки над ключицами;
  • ямки под ключицами;
  • с двух сторон тела на уровне третьего ребра;
  • участки по бокам;
  • межлопаточное пространство;
  • области вокруг лопаток.

Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

  • громкость;
  • однородность либо неоднородность;
  • высоту;
  • продолжительность;
  • постоянство;
  • распространенность;
  • проявление согласно фазам дыхания.

Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

  1. Исследование в нормальном состоянии.
  2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
  3. Оценка показателей при покашливании.
  4. Выявление показателей при смене положения.

Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

к оглавлению ↑

Нормы и отклонения

В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

Другими признаками патологии можно назвать:

  1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
  2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
  3. Возникновение дополнительных шумов.

Дыхание при аускультации легких

Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

  1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
  2. Ослабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
  3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
  4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
  5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
  6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать – поставьте оценку

Загрузка…

Источник: https://opnevmonii.ru/diagnostika/auskultaciya-legkix.html

Аускультация легких: точки выслушивания, алгоритм проведения, нормы || Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Как послушать ребенка стетоскопом

Во время применения фонендоскопа необходимо соблюдать определенную последовательность.

Проведение методики согласно общеизвестным стандартам – залог получения максимально достоверных результатов.

Исключением могут служить случаи динамического наблюдения за состоянием больных в течение длительного лечения. У таких пациентов врач целенаправленно обследует конкретный патологический участок.

Слушать во время аускультации легких нужно по схеме, указанной ниже.

Аускультация легких у детей

Аускультация легких у детей – важный диагностический метод, позволяющий выявить патологию респираторной системы у пациентов раннего возраста. Технология обследования совпадает с принципом проведения процедуры у взрослых.

https://www.youtube.com/watch?v=kbJ6Wumzv2A

Особенности аускультации легких у детей:

  • Необходимость использования мембран или воронок меньшего размера;
  • Слабое развитие мышц грудной клетки, что ведет к существенному усилению дыхательных звуков. Такое дыхание называется пуэрильным;
  • Необходимость более тщательного контроля температуры фонендоскопа, прикладываемого к коже ребенка. Дети негативно реагируют на прикосновения слишком холодной мембраны или воронки.

При каких заболеваниях

За два тысячелетия истории выслушивания легких врачи накопили опыт в вопросе диагностики разнообразных заболеваний «на слух». В медицинских университетах молодых докторов учат, как распознавать ту или иную патологию с помощью фонендоскопа.

Болезни, которые диагностируются с помощью аускультации:

  1. Бронхит острого или хронического течения;
  2. Пневмония. Воспаление легких – серьезная патология, изменяющая функцию соответствующих органов. Аускультация легких при пневмонии – метод, используемый дополнительно для контроля качества проводимой терапии;
  3. Бронхиальная астма;
  4. Гидро- или пневмоторакс – скопление жидкости или воздуха в плевральной полости;
  5. Острый отек легких – застой крови в тканях соответствующего органа.

Алгоритм проведения аускультации легких

Особенностью проведения современной аускультации легких остается наличие фонендоскопа. Единицы врачей используют стетоскоп – деревянная трубка без гибких элементов и привычных ушных олив.

Диагностика может осуществляться как в больнице (поликлинике), так и дома у пациента. В экстремальных ситуациях выслушивание легких проводится в условиях, в которые попадает человек. Главное – установить наличие повреждения легочной ткани и решить вопрос о необходимом лечении.

Алгоритм выполнения аускультации легких:

  • Пациент во время обследования стоит или сидит;
  • Важно, чтоб в комнате было тепло и тихо;
  • Для качественной аускультации рекомендуется раздеть пациента сверху до пояса. Шуршание одежды может стать причиной неправильной трактовки услышанных врачом звуков;
  • Доктор поочередно прикладывает головку фонендоскопа к соответствующим точкам, согласно схеме, указанной выше.

Показатели нормы или нормальная аускультативная картина

Понятие нормы во время аускультации требует понимания принципов образования звуковых колебаний во время прохождения воздуха сквозь респираторные пути.

Выделяют два типа дыхания:

  1. Везикулярное (альвеолярное). При аускультации легких в норме указанный тип выслушивается над всей поверхностью легких. Образование характерного шума обусловлено наполнением альвеол воздухом, что сопровождается завихрением его потока с напряжением стенок соответствующих структур. При аускультации выслушивается характерный звук «ф» преимущественно на вдохе. Выдох слышен очень недолго;
  2. Бронхиальное. Указанный тип звука определяется над поверхностью гортани, трахеи. Особенностью остается одинаковая продолжительность двух фаз дыхательного цикла.

У детей везикулярное дыхание выслушивается, как шумное с более высокой амплитудой. Причина – слабое развитие мышечного корсета и прилегание легких к внутренней стенке грудной клетки.

В норме характер дыхания одинаков для всех локализаций. Выраженность шумов может снижаться в верхних и нижних точках аускультации, что обусловлено снижением количества альвеол в указанных местах из-за анатомических особенностей легких.

Дополнительные дыхательные шумы

Во время аускультации легких врач слышит разнообразные звуки. Вариант нормы описан выше. В таблице ниже указаны наиболее распространенные заболевания с характерными изменениями аускультативной картины.

Описанные выше шумы относятся к основным. Кроме бронхиального и везикулярного дыхания, при аускультации могут фиксироваться дополнительные звуковые явления, которые влияют на понимание патологии, развивающейся в легких пациента.

Хрипы – вспомогательные дыхательные шумы, связанные с прохождением воздушных масс через респираторные пути, в которых образуются дополнительные преграды (мокрота, гной, кровь). Во время контакта с жидкостью возникает завихрение газовой смеси, что ведет к появлению соответствующего феномена.

Хрипы бывают:

  1. сухие;
  2. влажные;
  3. смешанные.

Источник: https://motiv-tarif.ru/pravilno-slushat-legkie-fonendoskopom-rebenka/

«Врач меня послушал и сказал — все нормально». Можно ли пропустить пневмонию и что делать, чтобы ее вылечить

Как послушать ребенка стетоскопом

Во Всемирный день борьбы с пневмонией терапевт, кардиолог и диетолог Филипп Кузьменко рассказал «Правмиру», почему мы болеем пневмонией, как ее узнать и что делать, чтобы защитить себя и своих близких от этого заболевания.

Что такое пневмония?

Пневмония — это острое инфекционное воспаление нижних дыхательных путей, которое характеризуется инфильтрацией легких (точнее — нижних дыхательных путей) воспалительной жидкостью и признаками воспаления.

В случае с пневмонией воспаляется именно легочная ткань. Воспаление локализуется в определенных сегментах легких, там формируется воспалительный процесс. И этот участок выключается из газообмена. В кровь поступает меньше кислорода. И человек начинает испытывать симптомы, возникающие при нехватке кислорода — одышка, нехватка воздуха.

Какие возбудители вызывают пневмонию?

Обычно возбудителем болезни являются бактерии (часто пневмококк), но могут быть и вирусы, а в редких случаях — грибок. 

По каким симптомам можно узнать болезнь?

Пневмония характеризуется сильнейшей интоксикацией: человеку буквально сложно вставать с кровати, нет сил что-либо делать; температура тела поднимается до 38-39 и выше, возникает ощущение нехватки воздуха, одышка, кашель (но он появляется не сразу, а через несколько дней).

Итак, симптомы пневмонии:

  • лихорадка, озноб, повышение температуры тела до 39 градусов,
  • чувство нехватки воздуха, одышка,
  • болезненность в груди при глубоком дыхании,
  • высокий пульс,
  • кашель, с отхождением мокроты зеленого цвета.

Важно помнить, что симптомы могут варьироваться.

Кто находится в группе риска?

Пневмония — это заболевание тяжелое, и здоровый организм она поражает редко.

Чтобы ей заболеть, нужны какие-то провоцирующие факторы либо изначально ослабленный организм. Чем именно ослаблен, не важно: это может быть сильный стресс (например, сильное переохлаждение) или другое заболевание.

Факторы риска: младший и пожилой возраст, курение и алкоголизм, обездвиживание и прикованность к постели, нарушение иммунитета, нарушение глотательного или кашлевого рефлексов, наличие хронических заболеваний внутренних органов, в том числе легких, плохие социальные условия жизни, голодание, гиповитаминоз, депрессия.

Что такое больничная пневмония?

Госпитальная пневмония иногда развивается после 48 часов нахождения в стационаре. Она характеризуется наличием так называемой внутрибольничной микрофлоры, которая отличается наличием резистентности к некоторым, а иногда и ко всем антибиотикам. Если сказать проще, такая пневмония будет протекать тяжелее, поскольку антибиотик будет сложнее подобрать. 

Как диагностировать пневмонию?

Заподозрить пневмонию может врач. При помощи стетоскопа в легких можно «выслушать» хрипы. Но они не выслушиваются на ранних этапах болезни.

Часто слышу от пациентов такие истории: приходил врач, слушал, сказал, что все нормально, хрипов нет, а потом у меня обнаружили пневмонию.

Но на самом деле врач не виноват, потому что «выслушать» пневмонию стетоскопом или проперкутировать ее пальцами рук на ранних стадиях невозможно.

Это локальное воспаление, поэтому в определенном сегменте на ранних стадиях может наблюдаться более жесткое дыхание, звук во время перкуссии будет притуплен.

Спустя три-четыре дня болезни проявятся так называемые мелкопузырчатые хрипы, которые напоминают лопающиеся пузырьки. Но в первый день этого не будет. 

Для постановки диагноза необходимо сделать рентгенограмму легких, а также сдать анализы крови и (при необходимости) мокроты. Кашель на ранних стадиях проявляется не у всех.

Как лечить пневмонию?

Обычно пневмонию лечат антибиотиками. Их назначает врач. Обычно выбирают из пенициллинов, макролидов или цефалоспоринов. Большинство людей могут принимать их дома, но в тяжелых случаях требуется госпитализация. 

Если в течение 24–48 часов у пациента не снижается температура, антибиотик нужно менять. Нельзя применять один и тот же больше 48 часов, если человеку не становится лучше. 

Что еще делать пациенту, если он лечится дома? Отдыхать, соблюдать постельный режим, пить как можно больше жидкости. Следить за своим состоянием. Если становится хуже — немедленно вызывать скорую и ехать в стационар. 

Кроме того, у пациента дома должна быть своя кровать и посуда. В его комнате нужно ежедневно проводить влажную уборку и проветривать ее не менее одного часа в сутки. 

Можно ли перенести эту болезнь «на ногах» и к чему это приведет?

Это небезопасно. Пневмонию нужно лечить антибиотиками. Иначе риск осложнений и даже летального исхода увеличивается. Конечно, возможно скрытое течение заболевания, но в большинстве случаев есть какие-то симптомы, которые должны заставить больного обратиться к врачу за помощью.

Как защититься от пневмонии?

Против пневмококка — одного из самых частых возбудителей пневмонии — есть вакцина. Можно сделать прививку. Как правило, ее рекомендуют людям из группы риска — это люди с ослабленным иммунитетом, маленькие дети, пациенты с хроническими заболеваниями легких. 

Также профилактика пневмонии — отказ от курения, физическая активность, полноценный сон, снижение стресса, разнообразное питание.

Пневмония очень опасна. Если ее не лечить, на поздних стадиях даже антибиотики не всегда могут с ней справиться. Если есть подозрения — сделайте рентген.

 rawpixel.com

Источник: https://www.pravmir.ru/vrach-menya-poslushal-i-skazal-vse-normalno-mozhno-li-propustit-pnevmoniyu-i-chto-delat-chtoby-ee-vylechit/

МедДемопат
Добавить комментарий